Материал для канала Мы ж программист
Близится новый месяц и квартал. Команды подводят итоги за прошедший период и корректируют планы на будущий. Это нужно, чтобы понимать вектор приложения сил и эффективность команды. Есть для этого хороший управленческий инструмент – OKR (Objectives and Key Results).
OKR позволяет сохранить фокус на приоритетах, повысить мотивацию и вовлеченность сотрудников. Причем применяется на нескольких уровнях: OKR компании, OKR отдела, OKR сотрудника. Суть в следующем.
На очередной период определяется 3-5 амбициозных, вдохновляющих целей. Настолько амбициозных, что достигнуть их сложно. В реальности 70-80% достижения – это норма. Меньше – цель слишком сложная. Больше – слишком простая. Однако, сотрудники должны верить в полное достижение цели.
И для каждой цели определяется 3-5 конкретных измеримых ключевых результатов. Результат – это не задача, а показатель. Цель отвечает на вопрос “Что?”, а ключевой результат – на вопрос “Как?”
Например, для цели:
Обновить веб-сайт, чтобы повысить вовлеченность клиентов.
Ключевые результаты могут быть такие:
- Увеличение трафика с 10 тыс. до 25 тыс. ежедневно.
- Сокращение количества кликов между страницами с 5 до 2.
- Увеличение среднего времени на сайте с 52 с до 120 с.
OKR при правильном применении хорошо помогает в развитии команды и компании. Основа появилась еще в 1954 году, была представлена методика MBO (Management by Objectives), в 1971 применена в компании Intel, что дало отличные результаты, а позже усовершенствована в Google Джоном Дорром и названа OKR. Сейчас активно используется в Facebook, Amazon, Microsoft, Авито, Тинькофф, Headhunter и многих других компаниях.
OKR имеет смысл использовать командам, которые заинтересованы в изменениях, достижении амбициозных результатов и вовлечении сотрудников в достижение бизнес-целей. Для рутины и операционки можно использовать KPI, но это уже другая история.
Кстати, в отличие от KPI к OKR нельзя привязывать премии, чтобы плановые значения не занижались, фактические не завышались и мотивация не падала при недостижении цели.