Материал для канала Мы ж программист
В продолжение темы OKR несколько слов о том, как ставить цели. Это можно применять не только на работе, но и в жизни, если вы хотите видеть прогресс в развитии, а не просто бытовую суету. Существуют разные методики постановки целей.
В 1981 году Джордж Т. Доран, эксперт в области стратегического планирования, описал в журнальной статье важность целей и подход S.M.A.R.T. для их постановки. Многие методики специально называются таким словом, чтобы получилась аббревиатура из других слов, описывающих составляющие этой методики. SMART – из таких, само слово переводится как умный, смышленый, интеллектуальный, при этом аббревиатура складывается из пяти характеристик цели.
Характеристики по SMART:
- Specific. Цель должна быть однозначная, не допускать разночтений, подразумевать конкретный результат.
- Measurable. Цель должна быть измеримая, иметь критерии достижения, например, KPI.
- Achievable. Цель должна быть достижимая. Может быть амбициозной, но все равно реалистичной.
- Relevant. Цель должна быть значимая, ее достижение должно двигать нас в нужную сторону.
- Time bound. Цель должна иметь ограничение по времени, то есть конкретные сроки.
Пара примеров.
«Разработать новую функцию в приложении» можно превратить в «Опубликовать новую функцию в приложении, завершив разработку и отладку за 6 месяцев».
«Выучить испанский язык» должно стать «Выучить испанский язык на уровне Pre-Intermediate за 18 месяцев, занимаясь 2 раза в неделю».
GROW — другая популярная методика, придуманная консультантами MCKinsey. Состоит из:
- Goal – цель. Что ты хочешь?
- Reality – реальность. Где ты сейчас?
- Options – варианты. Что можно сделать?
- Will – намерение. Что ты сделаешь?
SMART чаще ориентируют на постановку бизнес-целей для всей команды, а GROW – больше индивидуальный подход.
Подробнее с примерами, например, тут.
Кстати, некоторые авторы расширяют толкование SMART, например, до SMARTER (Evaluated and Reviewed или Exciting and Reachable) и др. Также существуют альтернативы SMART, например, CLEAR (Collaborative, Limited, Emotional, Appreciable, Refinable) или PURE (Positively stated, Understood, Relevant, Ethical).